Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном учреждении для обеспечения образовательного процесса с детьми инвалидам и с детьми ОВЗ предусмотрены: групповые комнаты; музыкальный зал; спортивный зал; кабинет учителя-логопеда; педагога-психолога. Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам успешно реализовать основную образовательную программу дошкольного образования и адаптированную образовательную программу. В достаточном количестве демонстрационный, раздаточный, дидактический материал, оборудование по всем направлениям работы с детьми. Кабинет специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционо-развивающей и консультативной работы. В кабинете каждый специалист работает с детьми индивидуально или с подгруппой. Данные кабинеты оснащены учебно-методическими, дидактическими, наглядными пособиями для коллективного и индивидуального пользования. Тесное взаимодействие специалистов помогает использовать все имеющееся оборудование в комплексе, осуществлять интегрированные коррекционно-развивающие занятия с детьми.
Объекты для проведения практических занятий
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в МБДОУ №18 организовано в групповых комнатах совместно с другими обучающимися, так и в кабинетах специалистов. А так же индивидуально. Кабинет учителя-логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими пособиями, пособиями для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Имеется современное оборудование: ноутбук, принтер. Кабинет педагога-психолога оборудован для проведения диагностического обследования обучающихся, подгрупповой и индивидуальной работы по развитию познавательной, эмоциональной сфер и консультаций для родителей. Имеется современное оборудование: компьютер, принтер. Индивидуальные занятия специалистов направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Библиотека
В дошкольном учреждении отдельного помещения для библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Методический кабинет укомплектован справочными изданиями, учебно-методическими пособиями для педагогов, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В кабинете имеется детская художественная литература по возрасту, дидактические, раздаточные материалы для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми с ОВЗ. А так же периодические журналы для педагогов: «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и др. Электронные издания: «Справочник старшего воспитателя», «Справочник педагога-психолога», «Справочник руководителя ДОУ». Библиотечный фонд и информационная база востребованы в детском саду педагогами, родителями. Специальная коррекционная-развивающая литература находится в кабинетах учителялогопеда и педагога -психолога.
В ДОУ заключен договор о сотрудничестве с Городской детской библиотекой им. А.П. Гайдара.
Спортивные объекты
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурнооздоровительной работы: Физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др. Спортивный зал обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников с инвалидностью и ОВЗ. Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников c тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы) используется различный инвентарь, в том числе, мягкий. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. На улице есть специальная спортивная площадка Прогулочные площадки каждой возрастной группы также оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Средства обучения и воспитания
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами:
• игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.),
• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещотки, колокольчики и др.),
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
• мультимедийными проекторами (стационарный в музыкальном зале и переносной), магнитофонами, музыкальным центром и др.
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей -инвалидов: Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников. ДОУ оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, музыкальные центры, ламинатор, фотоаппарат. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от потребности ребенка с ОВЗ или ребенкаинвалида Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ №18 не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обеспечения доступа в здание лиц с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) территория МБДОУ №18 имеет асфальтированное покрытие. Официальный сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих). Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации - отсутствуют.
Специальные условия питания
В дошкольном учреждении оборудован пищеблок. ДОУ обеспечивает гарантированным сбалансированным питанием детей в соответствии с их возрастом и временем пребыванием в Учреждении по нормам, установленным законодательством. Дети в детском саду обеспечены 4-х разовым сбалансированным питанием в соответствии с режимом дня. Режим питания детей с 12-ти часовым пребыванием включает: завтрак; второй завтрак; обед; уплотненный полдник. Меню сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории. Ежедневно берутся суточные пробы для контроля качества и выполнения норм питания. Соблюдение санитарно – гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» контролируется медицинской сестрой. Обеспечивается систематический контроль санитарно -гигиенической безопасности питания обучающихся, в том числе, воспитанников с ОВЗ. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детский сад осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. В дошкольном учреждении соблюдаются принципы рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста. Питание осуществляется в соответствии с Перспективным 15- дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованным с Роспотребнадзором, на основании которого составляется рабочее ежедневное меню. Объем пищи, и выход блюд соответствуют возрасту детей. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов). Проводится искусственная С-витаминизация готовых блюд. Для профилактики йододефицита в питании используется йодированная соль. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Контроль качества питания и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока осуществляет заведующий, медицинский работник ДОУ, повар детского сада. В организации питания ребенка дошкольного возраста имеет большое значение соблюдение режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита, поэтому промежутки между отдельными приемами пищи составляют 3,5-4 часа, а объем ее строго соответствует возрасту детей.
Питание в дошкольной организации осуществляется для всех категорий обучающихся одинаковое, специальных условий питания для инвалидов и детей с ограниченными возможностями - нет.
Специальные условия охраны здоровья
В дошкольном учреждении созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется лицензированный медицинский блок, который находится на первом этаже здания. Медицинское обслуживание МБДОУ №18 обучающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется КГБУЗ «Канская МДБ» в соответствии с заключенным соглашением о сотрудничестве. Проводится осмотр детей врачами детской поликлиники. Для профилактики коронавирусной инфекции в МБДОУ № 18 оборудованы места для обработки рук антисептиками, здесь же находятся контейнеры с одноразовыми перчатками, масками для защиты органов дыхания, с чистыми бахилами. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1. Ежедневно проводится утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей. Данные правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2. Во всех помещений в ДОУ дважды в день проводится влажная уборка, раз в месяц – генеральная. Группы имеют естественное освещение, проводится сквозное проветривание 2 раза в день. Во всех групповых комнатах имеются кварцевые лампы, проводится ежедневное кварцевание групп.
3. Строго соблюдаются санитарно-гигиенические условия: температурный режим, влажная уборка, подбор мебели по росту детей в соответствии с антропометрическими данными.
4. Контроль состояния ребенка на этапе утреннего приёма воспитанников в ДОУ осуществляет воспитатель, а также медицинский работник.
Медицинская сестра наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями во время проведения профилактических мероприятий, соблюдение санитарногигиенических норм, режима дня.
Охрана здоровья детей осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и включает в себя мероприятия по:
1) оказанию первичной медико-санитарной помощи;
2) организации питания;
3) определению оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни;
5) организации и созданию условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождению воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
8) профилактике несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду;
9) проведению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется детским садом. Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников специалистами (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Образовательной организацией созданы условия для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья воспитанников, в том числе предполагается получение педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого педагогической коррекции (при наличии детей с особенностями развития) и консультативная помощь.
С целью снижения заболеваемости сотрудниками ДОУ проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня). Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Образовательный процесс строится на принципах охраны жизни и здоровья детей и детей с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Дети с ограниченными возможностями здоровья участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В соответствии с санитарными правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID19)» в случае регистрации заболеваемости коронавирусной инфекцией в МБДОУ №18 проводятся следующие противоэпидемические мероприятия: – выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19; – соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток, термометрия на входе), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; – организация дезинфекционного режима, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха. Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Воздух обрабатывается с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов). – организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Доступ к информационным системам
В дошкольном учреждении создан официальный сайт, на котором представлена версия для слабовидящих. На сайте располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях. Специального помещения (компьютерного класса) в МБДОУ №18 нет. Свободный доступ воспитанников к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям не предусматривается. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется. Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим составом и специалистами. Важным направлением в деятельности МБДОУ №18 является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ. Каждый педагог ДОУ в сети Интернет может воспользоваться сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач. Это позволяет, во-первых повысить эффективность образовательного процесса (включение в образовательную деятельность мультимедиаматериалов), во-вторых сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой и статистической информации, сеть Wi-Fi.
Электронные образовательные ресурсы
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья у детского сада нет. Доступ обучающихся к электронным ресурсам не предусмотрен.
Специальные технические средства обучения
Специально технические средства обучения отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ №18 отсутствуют.